Жалоба на финансового управляющего: когда и на каких основаниях подавать

Финансовый (арбитражный) управляющий – ключевая фигура в судебном банкротстве. Без него дело просто не рассматривается. У финуправляющего большой круг обязанностей, которые закреплены в федеральном законе № 127 «О несостоятельности». Главный принцип работы управляющего в деле о банкротстве – это соблюдение прав и интересов обеих сторон – банкрота и кредиторов.

Однако случаи недобросовестного выполнения своих обязанностей финансовым управляющим возникают. Возможны банальные ошибки, отсутствие опыта, человеческий фактор, а также намеренное нарушение законодательства, бездействие и откровенный сговор с одной из сторон.

Можно ли повлиять на работу арбитражного управляющего? Поможет ли жалоба на финансового управляющего при банкротстве? Куда, когда и на что можно пожаловаться?

Основания для подачи жалобы

За что же можно «приструнить» управляющего? На самом деле он имеет очень строгий регламент, поэтому найти нарушение совсем несложно. Грубо говоря, «шаг вправо, шаг влево» — нарушил законодательство. Его действия всегда стоят в рамках определенных сроков и законных шагов.

Основанием для жалобы может стать одно из трех нарушений:

  • формальное – то, которое не затрагивает стороны дела, но нарушает положение закона о банкротстве или других законодательных актов;
  • неформальное – то, которое нарушает права и интересы сторон банкротства, причиняет их вред и одновременно нарушает закон;
  • понятийное – недобросовестные действия (бездействия), которые фактически не нарушают законодательство, но их можно квалифицировать по статье 20.3 закона № 127.

Конечно, такое разделение нарушений условно, однако для составления жалобы важно понимать, на что вы жалуетесь. Если все претензии к финансовому управляющему будут носить формальный характер, то жалоба не возымеет эффекта, а суд может отказать в ней. Нарушения будут признаны малозначительными.

Важно, чтобы в документе были прописаны не только нарушения закона, но и действия, которые напрямую нарушают права и интересы одной из сторон банкротства.

Я выделил в таблице самые распространенные нарушения финансового управляющего:

Формальные нарушения, связанные со сроками публикаций информации

О собрании кредиторов должно быть сообщено не менее, чем за 14 дней до его проведения – статья 13 закона № 127.

О результатах собрания должно быть сообщено в течение 5 дней с момента проведения или в течение 3 дней, когда получен протокол – статья 12 закона № 127.

О требованиях кредиторов должно быть сообщено в течение 5 дней с момента поступления требований – статья 100 закона № 127.

Об отчете о завершении процедуры выполняется в течение 10 дней с даты завершения – статья 28 закона № 127.

О заявлении по оспариваемой сделке должно быть сообщено в течение 3 дней после подачи документа – пункт 3.1 Приказа Минэкономразвития № 178.

Формальные нарушения, связанные со сроками мероприятий в банкротстве

Предоставление информации о проведении реализации имущества банкрота физического лица должно быть выполнено через месяц после оценки имущества и описи – статья 213.36 закона № 127.

Неформальные нарушения

Повреждение, потеря, порча имущества, которое включено в конкурсную массу – статья 129 закона № 127.

Нарушение проведения торгов в реализации имущества, например, создание ситуаций, когда невозможно приобрести актив – статья 110 закона № 127.

Отсутствие информирования сторон о ходе банкротства — статья 143 закона № 127.

Необоснованные траты денежных средств конкурсной массы, когда деньги тратятся без целевого назначения или можно было обойтись без расходов – статья 139 закона № 127.

Бездействие при поиске имущества должника, неправомерное оспаривание сделок и т. д.

Нарушение своих обязанностей по статье 20.3 закона № 127.

Незаконный отказ в исключении имущества из конкурсной массы, утверждение оценки имущества.

Куда жаловаться на арбитражного управляющего

Жалоба на арбитражного управляющего – действенный инструмент мотивации для выполнения своих обязанностей в рамках закона. А также способ сменить служащего или привлечь к ответственности.

Куда подавать жалобу:

  • Суд – непосредственно в процессе банкротства, в котором задействован управляющий;
  • СРО – где состоит специалист;
  • Росреестр региона, в котором слушается дело.

Чтобы грамотно составить обращение, важно определиться с целью жалобы и воспользоваться помощью юриста для написания документа.

Если получить ответ на жалобу и решить проблему нужно срочно, то самым эффективным способом будет обращение в суд. В компетенции суда:

  • заставить финансового управляющего выполнить предусмотренные законом действия;
  • признать его действия незаконными;
  • привлечь к административной ответственности;
  • отстранить от ведения банкротства.

Любое из этих действий должно быть прописано в жалобе в качестве просьбы.

Что касается жалобы в СРО, то могу сказать по опыту, что результата она не дает. Арбитражный управляющий является членом организации, естественно, платит взносы. Кто захочет наказывать своих.

Жалоба на финансового управляющего в Росреестр более эффективна:

  • этот госорган обязан проверять любые обращения граждан;
  • он имеет широкие полномочия и права;
  • объективно оценивает ситуацию, не заинтересован принимать чью-либо сторону;
  • при обнаружении нарушений со стороны финансового управляющего все сведения проверки направляются в суд для дальнейшего рассмотрения и вынесения решения.

Когда в суд поступает обращение об уже обнаруженных нарушениях арбитражного управляющего непосредственно из Росреестра, суду проще принять решение. Он может оштрафовать специалиста, отстранить от дела о банкротстве или дисквалифицировать на определенный срок.

Кто может подать жалобу на арбитражного управляющего

Написать жалобу на финансового управляющего может любое лицо, участвующее в процедуре банкротства, чьи права нарушены специалистом:

  • должник – физическое лицо или акционеры юридического лица, собственники активов;
  • кредиторы – те, кто состоят в реестре кредиторов и имеют непогашенные обязательства, если долги уже закрыты, то подавать жалобу кредиторы не имеют права;
  • третьи лица – кто участвует в процедуре.

Как правильно оформить жалобу на управляющего

Общей формы жалобы на действия или бездействия арбитражного управляющего нет. Поэтому документ можно оформить по своему усмотрению, указав необходимые сведения:

  • наименование госоргана, где будет рассмотрено обращение;
  • сведения о деле, в котором участвует финуправляющий, как минимум, номер;
  • нарушение со ссылкой на статью закона, которая нарушена;
  • желаемый результат рассмотрения жалобы – признание действий незаконными, отстранение, штраф, проверка деятельности и т.п.

Важно знать, что податель жалобы должен отправить ее копию финансовому управляющему и другим участникам банкротства, если документ подается в суд. Госпошлину оплачивать не нужно.

Скачать образец жалобы на финансового управляющего

Отмечу, что для более эффективного рассмотрения жалобы нужно приложить к ней документы, которые доказывают нарушения арбитражного управляющего. Например, это могут быть письма и обращения к управляющему, документы из дела о банкротстве.

Как подать жалобу

Чтобы не терять время и грамотно сформулировать свои требования, стоит составить документ с юристом. Специалист сможет привести все обоснования, и у контролирующего органа не будет сомнений, что ответить на жалобу.

Итак, для подачи жалобы необходимо:

  • составить документ, собрать доказательства;
  • подать их в тот орган, который выбран для рассмотрения;
  • дождаться результата проверки действий арбитражного управляющего – 30 дней в госорганах, 2-3 месяца в судах;
  • получить решение госоргана, если оно не удовлетворяет интересов, жаловаться в другие инстанции.

Вышестоящие инстанции, куда можно направить жалобу после Росреестра, СРО и суда — это ФАС и Прокуратура. Также если по жалобе пришел отказ, то можно подать кассационную жалобу или апелляцию. Изменить требования в документы и подать его снова, возможно в другую инстанцию.

Срок подачи жалобы на арбитражного управляющего точно не регламентируется. Должник или кредитор может подать документ в течение ведения дела о банкротстве, т. е. до его завершения, в течение срока исковой давности, согласно статье 196 ГК РФ.

Последствия подачи жалобы на арбитражного управляющего

Если жалоба должника или кредитора на арбитражного управляющего удовлетворена, то в отношении специалиста или в деле о банкротстве могут произойти следующие изменения:

  • будут отменены неправомерные решения управляющего;
  • он обязан будет выполнить предписанные действия;
  • он будет привлечен к административной ответственности;
  • может быть отстранен от дела, суд выберет другого управляющего;
  • ему может быть предписано дисциплинарное взыскание;
  • ему может грозить исключение из СРО;
  • при возникновении уголовной ответственности управляющему грозит дисквалификация.

Как добиться исполнения жалобы

Добросовестная работа финансового управляющего напрямую влияет на ход банкротства и на его результат. Поэтому так важно, чтобы специалист следовал букве закона, имел опыт ведения дел и соблюдал интересы обеих сторон.

Однако каким бы опытным не был финансовый управляющий, контроль его действий должен быть обязательно. И в этом должнику в банкротстве поможет юрист. Я как специалист по судебной процедуре, знаю, как должен выполнять свою работу арбитражный управляющий.

Я помогаю своим клиентам контролировать управляющего, взаимодействую с ним и проверяю:

  • в какие сроки и что он должен публиковать;
  • какие действия предпринимать в той или иной ситуации;
  • какие документы собрать и подписать;
  • когда сдать отчет;
  • как провести оценку имущества и т. д.

Если в вашем деле о банкротстве будет юридическое сопровождение, то вам не придется писать жалобы на финансового управляющего и разбираться с проблемами.

Если же вы уже столкнулись с проблемами в процедуре и хотите восстановить свои права и составить грамотную жалобу на арбитражного управляющего, я готов вам помочь. На бесплатной консультации вы сможете задать любой вопрос. Оставьте свои контактные данные, я свяжусь с вами в ближайшее время.

Вопросы и ответы

Куда подать жалобу на арбитражного управляющего?

Жалобу можно подать в суд, в рамках рассмотрения дела о банкротстве, в СРО, где состоит управляющий, в Росреестр, в ФАС или Прокуратуру, если нижестоящие инстанции бездействуют или ваши права не восстанавливаются.

Как правильно составить жалобу на финансового управляющего?

Жалоба должна содержать данные заявителя, обоснование нарушений, ссылки на статьи, которые нарушил управляющий, и основную просьбу – какие действия должны быть применены к управляющему после проведения проверки жалобы.

Как доказать, что арбитражный управляющий нарушает права должника в банкротстве?

Вы можете подать жалобу на управляющего в суд, приложив подтверждающие документы, которые докажут суду, как именно управляющий нарушил ваши права и закон.

Остались вопросы? мы скоро ответим
Вопрос отправлен
В ближайшее время мы с вами свяжемся, и юрист ответит на ваш вопрос!
Бесплатная консультация
Иван
Доброго!
Иван печатает
Расскажите о своей ситуации - ответьте на 2 коротких вопроса
Укажите вашу общую сумму долга
Какое имущество у вас есть в собственности?
Заполните форму ниже для получения предложения
Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Спасибо за прохождение опроса!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Вопрос 1
Назад
Далее